mara_kar (mara_kar) wrote,
mara_kar
mara_kar

Пришел солдат с фронта... "Семен Котко" в Мариинском.

С-Пб, Мариинский-2
27.04.2016
"Семен Котко" опера Прокофьева С.С.
Постановка Юрия Александрова
Дирижер Валерий Гергиев

IMG_3209.JPG
"Non-stop" марафон Прокофьева в Мариинском продолжается и продолжается. А позавчера 30 апреля ВАГ прилетел, как "волшебник на вертолете" из Смоленска в Москву на открытие конкурса "Grandpiano", чтобы продирижировать Вторым концертом для фортепиано с оркестром Прокофьева. Смотрела прямую трансляцию на Медичи ( http://www.medici.tv/#!/grand-piano-competition). Прокофьев - Гергиев - Мацуев - это взрывная смесь: эмоции зашкаливают!
Нынешний "Семен Котко" был поставлен в Мариинском театре в 1999 году. В основе либретто - повесть Валентина Катаева "Я сын трудового народа". Действие происходит на Украине в 1918 году. Прокофьев родился в украинском селе Сонцовка Донецкого района. "Семен Котко" была его первой оперой на советский сюжет.
Либретто оперы написано прозаическим бытовым языком. Но после недавно услышанной кантаты Прокофьева к 20-летию Октября на слова из произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, слова в "Семене Котко" звучали вполне симпатично и даже поэтично. Временами очень по-домашнему - "Накрывай на стол, подавай борща!", временами с народным юмором - "Ну и с тем до свиданьичка!". Гениальный Прокофьев смог переложить на музыку разговорный, порой жаргонный, текст.
Прочитав перед спектаклем либретто, даже не могла себе представить, как это можно воплотить на сцене. Но режиссер Юрий Александров совместно с художником Семеном Пастухом сделали очень оригинальную версию, сумев избежать показной, фальшивой народности. Нет ни вышиванок, ни широченных шаровар, ни веночков с лентами. Вместо хат-мазанок на сцене выстроена декорация в виде наклонной плоскости с огромной дырой посередине. Выжженая земля, рельсы, тупиком уходящие в небо, опрокинутый паровоз - одним словом, разруха. А черная дыра трансформируется то в место казни матроса Царева, то в озеро, где купается Любка, то в церковь в сцене венчания, а в финале из неё возникает светящаяся голова идола. Всё очень мрачно - гражданская война, село переходит то во власть коммунистов, то в руки немцев. Какая-то трагическая "Свадьба в Малиновке" - «Белые пришли, грабят, красные пришли, грабят…, куда бедному крестьянину податься?».
Действие захватывает, держит в напряжении, ни минуты не скучно. Веришь, сопереживаешь, сочувствуешь. Но меня смутила финальная сцена. После страшного рефрена "Горький дым над Украиной" вдруг возникла сомнительная пародийность - все солисты и хор облачились во френчи с фуражками с красными книжками в руках. Понятно, что постановщик Ю.Александров отдал дань перестроечному тренду 90-х и показал безликость толпы, охваченной одной коммунистической идеей. Но мне эти "большевики" больше напомнили хунвэйбинов времен китайской культурной революции с цитатниками Мао :)). Но самое главное, что был смысловой диссонанс с музыкой.
Программка спектакля:
IMG_3163.JPG
IMG_3160.JPG
Ансамбль солистов был грандиозным - все солисты от главных до второстепенных были на высоте!
Сергей Семишкур дебютировал в роли Семена. Дебют получился обалденным. Прекрасный голос и искренняя интонация певца сделали образ солдата живым и душевным. А в невесты ему досталась самая гарна дивчина - сопрано Виолетта Лукьяненко (Соня). Умница, красавица!!! Всегда наслаждалась этой обаятельной певицей в театре "Зазеркалье". И вот свершилось - буквально на следующий день после спектакля пришла новость о зачислении Виолетты в солистки Мариинского театра.
Другая парочка - Микола (Станислав Леонтьев) и Фрося (Екатерина Крапивина) была очень колоритна. Бесшабашный парубок Микола и серьезная вдумчивая Фрося.
А какую пронзительную любовь сыграли бравый матрос Царев (Роман Бурденко) и его боевая подруга Любка (Анна Маркарова). Анна просто потрясла сценой безумия после казни Царева - как плач звучало "Вася, Василечек мой".
Моему любимому басу Михаилу Петренко досталась роль командира Ременюка. Петренко всегда артистичен и ярок, и даже это не совсем выигрышную роль сумел наполнить живым содержанием.
Хочу отметить особо Андря Серова в роли злодея и предателя Ткаченко. Образ получился сложный, неоднозначный, со своей правдой.
Фото-отчет:
IMG_3168.JPG
IMG_3173.JPG
IMG_3175.JPG
IMG_3177.JPG
IMG_3181.JPG
IMG_3187.JPG
IMG_3189.JPG
IMG_3203.JPG
IMG_3204.JPG
IMG_3205.JPG
IMG_3207.JPG
IMG_3211.JPG

Фото с поклонов:
IMG_3216.JPG
IMG_3220.JPG
IMG_3222.JPG
IMG_3225.JPG
IMG_3226.JPG
IMG_3230.JPG
IMG_3234.JPG
IMG_3233.JPG
Tags: "Семен Котко", Гергиев, Мариинский театр, Мариинский_2, Опера, Прокофьев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments