mara_kar (mara_kar) wrote,
mara_kar
mara_kar

Categories:

"Царская невеста". Премьера в "Зазеркалье". 25.05.2018

С-Пб. Театр «Зазеркалье»
25.05.2018. Премьера
«Царская невеста» Римский-Корсаков
Дирижер – Павел Бубельников


После интервью Александра Петрова, в котором он сделал акцент на пяти убийствах в опере, уже ждала жесткой интерпретации. Но увиденное превзошло все ожидания – чистый хоррор! А, если серьезно, то Александр Петров, не обряжая героев в джинсу и кроссовки, создал актуальный, современный спектакль со сложными смыслами. Именно, в этом талант художника – говорить не прямыми «в лоб» лозунгами, а замаскированными художественными образами.
Программка оперы:

Время в опере не определено. Скорее, это смешение времен.
Декорации на сцене – антураж музея пыток. Дыбы, виселицы, реи, плаха с топором. В правом углу – лежащая на боку статуя.
Опера начинается с «конца» - с казни Грязного (такой прием «закольцовывания» сюжета уже был в зазеркальской «Мадам Баттерфлай»). Мучительная пытка на дыбе с допросом. Как удивительно точно легла хрестоматийная ария «С ума нейдет красавица…» на это злобное действо. Потом опричники свершили отсечение башки, водрузив оную на кол…. Жесткий натурализм! Забегу вперед и скажу – в финале было пострашнее.
Далее, во время увертюры мы «насладились» видом этих вершителей судеб. Опричнина – двенадцать молодцев в черных рясах, с нагайками, на головах - черные казацкие башлыки с опущенными вниз концами. На одежде – странные равносторонние белые кресты, не похожие на православные (смахивают на крест на флагах Дании и Греции ). Во главе Малюта Скуратов – весь в красном, с жутким кровавым шрамом через лицо. Они вызывали ассоциацию с некой оккультной «сектой» – лжеказаками и псевдоверующими. Эта «ряженая» братия возрождает из небытия дух Ивана Грозного - дух деспотизма и тирании. Поднимают статую и мы видим – мумию-скелет царя на истлевшем коне. Череп царя украшен золотом и каменьями. Временами это «чудище» передвигают на колесном постаменте, а временами, о ужас, - оно поворачивает голову и смотрит в зал пустыми глазницами. Страшно!!!
Далее в опере эти молодчики будут и бить в экстазе поклоны с парсуной «Иван IV» на шее, и яростно креститься, а после в азарте «портить» девок.
Немного «отпустило» при появлении девушек-невест. Все красавицы! Каждый раз любуюсь на «зазеркальских» певиц – не стандартные, не гламурные, а светлые и душевные.
Ваня Лыков появляется практически в образе Ленского – щегольской фрак, в руках книга. «Он из Германии туманной привез учености плоды…». Привет из просвещенного пушкинского времени. Но «братии» плоды просвещения без надобности – сначала посмеялись над книгой, а потом вовсе изничтожили.
Аллюзии с оперной усадьбой Лариных вызывает и сцена в доме Собакиных. Да и сами Марфа и Дуняша удивительно напоминают Татьяну и Ольгу – в светских платьях с атласными лентами на головках. Потом на смотрины их всё таки обрядят в стилизованные кокошники.
Сцена объяснения Грязного с Любашей слишком груба и натуралистична, что нехарактерно для «Зазеркалья». Пропевая «Всё для тебя, всё для тебя…» Любаша обнажается до рубашки, и вдобавок задирает на голову подол. На потерю «девичьего стыда», можно было, и тоньше намекнуть:). Не терплю вульгарщины!
Интересен образ Бомелия – «чумной доктор», явившийся из средневековой Европы. «Носатая» клюв-маска, черный цилиндр – сплошная мистика!
Чахнуть и припадать Марфа начинает уже в сцене помолвки, сразу после принятия кубка с зельем. А в сцене сумасшествия перед нами предстает реально больная царица – не привлекательная с распущенными волосами, а замотанная в белые, как саван, одежды с мертвецки белым лицом. И не «бегает она прямо по дорожке», а падает в горячке и забытьи. Кошмар достигает апогея, когда Малюта приносит в мешке отрубленную голову Вани. Такую настоящую, такую подлинную, что кажется вот-вот потечет кровь на белоснежные одежды Марфы. И вот, в обнимку с этой головой Марфа и поет «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдем…». Тут меня и накрыли воспоминания о Саломеи с головой Иконаана…Впрочем, это из другой оперы:).
Развязка возвращает нас к началу – Грязной снова на дыбе в ожидании казни, Марфа умерла, Любаша заколота, Ваня обезглавлен….
На поклонах выдохнула. Овации, море цветов, несомненный успех…

Об исполнителях.
Скажу сразу – хороши были все!!!
Можно было бы снимать фильм с крупными планами – так каждый участник спектакля жил в своем образе. Это настоящее откровение и дорого стоит!
Как повезло с Грязным – пригласили из Мариинского Виктора Коротича. Как спел, как сыграл – безумец, поглощаемый страстями. Он своей первой арией и задал высочайшую планку исполнения всей опере.
И партнеры не подвели.
Переживала, как сложится с Любашей. И зря волновалась – Анастасия Мещанова создала сильный образ, мятущейся от ревности женщины. Какая энергетика, как сверкали молниями глаза. И голос красивый, объемный.
Мой любимый тенор «Зазеркалья» Роман Арндт очень порадовал в партии Лыкова. Светлый, чистый тембр, полетный голос!
Ольга Васильева (Марфа) – кроткая, трепетная, хрупкая, с неподдельным девичьим обаянием. Пела звонко, высоко, но мне немного не хватило хрустального звучания в «пиано».
Открытием для меня был молодой бас Яков Стрижак – Василий Собакин. Супер-басище!!! Красавчик, очень импозантный молодой человек.
Браво Дмитрию Каляке – Бомелию! Уже успела оценить его талант ранее в «Кармен».

Оркестр сыгрыл идеально, а как по-другому – за пультом сам Павел Бубельников!

Пойду ли я вновь на этот спектакль? Пока не разобралась. Способна ли вновь пережить «шок и трепет» этой трактовки? Не знаю… Для меня ЦН – опера о любви, о страсти, о ревности, о предательстве и раскаянии, и это всё заключено в музыке. А нужно ли в неё тащить аллюзии современности – это сложный вопрос. Да, смыслы, заложенные режиссером, читаемы и понятны. Именно под них и интерпретирована опера. Спектакль получился антиклерикальным, против ура-патриотизма, против мировоззрения определенных групп общества. Но, меня смущает сиюминутность посыла, в стиле – «утром в газете, вечером в куплете». А я хочу о «вечном»! А я хочу, чтобы не противоречило музыке! Ведь, за это я и люблю «Зазеркалье»….

P.S. Боже мой, какие совпадения. Пришла после спектакля и читаю в новостях – неизвестный напал в Третьяковке на картину «Иван Грозный и его сын Иван». Причина – он «повредил картину из-за недостоверности изображённых на полотне исторических фактов». Возможно, что Петров всё-таки попал в болевую точку…
Фото с поклонов:











Tags: "Зазеркалье" театр, "Царская невеста", Арндт Роман, Бубельников Павел, Каляка Дмитрий, Коротич Виктор, Опера, Петров Александр, Римский-Корсаков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments