mara_kar (mara_kar) wrote,
mara_kar
mara_kar

Category:

"Моцарт и Сальери", "Кащей Бессмертный". Мариинский. 27.04.2019

Мариинский театр, новая сцена.
27.04.2019. Премьера
Римский-Корсаков
«Моцарт и Сальери»
«Кащей Бессмертный»
Дирижер – Тимур Зангиев


Обожаемый Мариинский театр сдержал своё обещание и исполнил в честь юбилея композитора все 15 опер Римского-Корсакова. Некоторые были даны в концертном исполнении. Мне запомнился «Пан воевода», который хотелось бы увидеть в полноценной постановке.
Две одноактные оперы «Моцарт и Сальери» и «Кащей бессмертный» удостоились сценического воплощения на сцене Концертного зала. Я попала на второй премьерный спектакль. Интриговало имя режиссера – Вячеслава Стародубцева, по моему мнению человека тонко чувствующего музыку, эстета и противника издевательских трактовок.
Программка:



«Моцарт и Сальери» - камерная опера. Всего два солиста, точно пропевающие весь пушкинский текст. Интересен момент игры Моцарта своего сочинения на клавесине – звучала музыка Римского-Корсакова, стилизованная под Моцарта. Постановка прекрасно вписалась в пространство Концертного зала. Немного антуража эпохи – клавесин, канделябры, разбросанные по сцене старинные фолианты. Но в изображении героев режиссер не гнался за исторической достоверностью. Наоборот, они предстали в современных классических костюмах-тройках. Сальери – весь в кроваво-красном, вплоть до башмаков:), а Моцарт – в желто-песочных тонах. Сальери – тяжелый, мрачный, съедаемый завистью, а Моцарт – легкий, солнечный, немного хулиганистый. Он вместо слепого скрипача приводит переодетую подружку, разыграв Сальери. В приступе злобы Сальери ритуально сжигает книги или, возможно, партитуры. Но в сцене совместного обеда режиссер делает неожиданный «ход конем». Сальери высыпает яд в свой бокал, но взбалмошный Моцарт одним залпом опорожняет оба бокала. В финале страдающий Сальери, скорчившись, лежит в круге горящих свечей, а четверка слуг развеивает над ним пепел, оставшийся, вероятно, от сжигания книг.
Исполнители:
Андрей Серов в партии Сальери, благодаря завитому чубу и бороде, сильно смахивал на русского купчика. Но сыграл сильно и вокалом точно передал эмоции героя. Евгений Ахмедов (Моцарт) на ярком фоне партнера немного потерялся. Да и звучал глуховато…

«Кащей Бессмертный» - осенняя сказочка. Тут Римский-Корсаков зазвучал в привычной и такой любимой волшебной теме. Опера написана по мотивам русского эпоса. Но режиссер Вячеслав Стародубцев и художник Петр Окунев создали постановку вне времени и вне места. Наповал сразило появление Кащея в красном костюме, точно реинкарнация Сальери. Ну, понятное дело, оба злодеи! Часть Кащеевой головы, покрытая золотым шлемом, и правая рука, закованная в золотые латы, вызывали ассоциации с терминатором. А смерть его хранилась в бриллиантовом черепе – привет Бедному Йорику)). На Царевну водрузили манерную корону, стилизованную под кокошник. Длинные спицы торчали прямо из головы страдалицы и сильно мешали потом целоваться с Иваном-Королевичем:). Кащеевна в золотисто-бардовом наряде и в шикарном шлеме с конским волосом явилась словно из «вагнеровского кольца», как воинственная Брунгильда. Под стать ей был средневековый рыцарь – Иван-Королевич. Хор в белых одеждах изображал снежную бурю. Самая яркая сцена оперы – сцена, когда Кащеевна одурманивает Ивана-Королевича. Чарующая, завораживающая музыка. Круг из маковых лепестков и разбросанные Кащеевной алые маки. Именно в этом колдовском круге суждено было заснуть смертельным сном славному рыцарю. Но Буря-Богатырь вовремя спас молодца. А Кащеевна после сострадательного поцелуя Царевны пролила смертельные для Кащея слезы. В финале сверху спускается перевернутое дерево, в кроне которого прячется дочка злодея. Хористы завязывают на ветвях ритуальные белые ленточки. Общий хоровод торжества любви и свободы.
Вот такая замечательная «осенняя сказочка» получилась! Стильная, современная постановка. Не в примитивном в «лубочном стиле», а вполне для взрослых зрителей. Но и детям будет интересно, потому что всё ясно и понятно.
Исполнители:
Состав подобрался сильный.
Кащей (Леонид Захожаев) наделил своего героя подленьким пронзительным тенорком, точно отражая сущность супостата.
Кащеевна (Анна Кикнадзе) пленила соблазнительно-магическим голосом, временами вызывая аллюзии с Кончаковной.
Хрустальным, нежнейшим звучанием поразила Царевна (Анна Денисова).
Но настоящим подарком в этот вечер был Иван-Королевич (Владислав Куприянов). Сам красавчик и обладатель удивительной красоты баритона. Прошлым летом уже восхитил в партии Грязного в «Царской невесте». Голос большой, молодой, полетный!
Немного дегтя: слабовато получился Буря-богатырь у Глебы Перязева. Бегал хорошо и много, а звучал совершенно невнятно…

Фото с поклонов:
"Моцарт и Сальери"



"Кащей Бессмертный"





Tags: "Кащей Бессмертный", "Моцарт и Сальери", Денисова Анна, Кикнадзе Анна, Концертный зал, Куприянов Владислав, Мариинский театр, Опера, Римский-Корсаков, Серов Андрей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments